Наш российский обыватель не очень-то уж и знаком с этой, грандиозной, хорошо известной на западе, личностью.
Поэтому, я считаю просто своим долгом изложить здесь, для читателей страниц нашей церкви, историю жизни, и краткий экскурс в богословие, этого, поистине Великого человека.
 
История жизни
 
Дитрих Бонхёффер (4 февраля 1906 года - 9 апреля 1945) он был лютеранским пастором, профессором университета, доктором теологии, первооткрывателем экуменического движения, весьма плодовитым писателем, поэтом, и... весьма важной фигурой в борьбе против нацистского режима.
 
Родившись в Бреславии (Германия) в 1906 году вместе со своей сестрой-близнецом Сабиной, Дитрих был шестым сыном из восьми в семье Карла и Паулы Бонхёффер. Отец его был весьма значительным профессором в области психиатрии и неврологии; его же мать была одной из малочисленных в тот период, женщин, получивших образование.
Получив диплом теологии в Берлине в 1927 году Бонхёффер начал свою пасторскую деятельность в одной из немецких церквей в Барселоне в 1928 году. В 1930 он уезжает на учебу в Нью Йорк в Обьединенную Теологическую Семинарию (Union Theological Seminary); в 1931 году он приступает к преподаванию на теологическом факультете Берлина и получает пасторское рукоположение.
 
В этот период он начинает принимать активное участие в экуменическом движении, параллельно устанавливая интернациональные связи, которые впоследствии сыграли большую роль в его будущей борьбе против нацистского режима.
В 1931 году он избран молодежным секретарем во Всемирном Союзе за межцерковное сотрудничество и, в 1933 году вошел в члены Всеобщего Христианского Совета «Life and Work» (из которого впоследствии и возник «Экуменический совет церквей»).
 
С восхождением к власти Гитлера в конце января 1933 года, для «Немецкой лютеранской церкви», к которой принадлежал Бонхёффер, наступили трудные времена. Многие из немецких протестантов благосклонно восприняли приход фашистского режима; в особенности это касалось группы так называемых «немецких христиан» (Deutsche Christen) эта группа стала проводником нацизма внутри церкви, дойдя даже до требования ликвидировать Ветхий Завет из Библии.
В 1933 году, вдохновившись «арийскими» законами государства, они предложили ввести так называемый «арийский параграф» для церкви, который запрещал неарийцам занимать руководящие посты в церкви или заниматься религиозным преподаванием. Спор, который при этом возник, привел к глубокому внутрицерковному разделению: идея миссионерской работы среди евреев была глубоко распространена до этого в церкви, но теперь «немецкие христиане» утверждали, что евреи это отдельная раса, которая не в состоянии стать «арийской», даже в случае принятия крещения, таким образом, всеми этими идеями они отвергли даже смысл и ценность самого Евангелия.
 
Бонхёффер резко выступил против «арийского параграфа», подчеркивая тот факт, что его введение поставило бы христианское учение на службу государственной идеологии: если неарийцам будет закрыт доступ к церковному служению, то пастора должны, в знак солидарности уволится, даже если бы это грозило расколом и созданием новой церкви, свободной от идеологии режима.
 
В работе, написанной им 1933 году «Церковь перед проблемой иудеев» Бонхёффер был первым, кто задумался над проблемой взаимоотношения между церковью и диктаторским режимом нацистов, со страстью проповедуя идею, что церковь должна противостоять политической несправедливости. Когда в сентябре 1933 года «арийский параграф» был принят национальным синодом Евангелической церкви, Бонхёффер занялся тем, чтобы информировать международное экуменическое движение о реальной тяжести возникшей проблемы. Вместе с тем он отказался от места пастора в Берлине в знак солидарности с теми, кто был изгнан из пасторского служения по расистским причинам, и решил переехать в немецкоговорящую общину Лондона.
 
В мае 1934 года родилась так называемая «церковь исповедания» возникшая благодаря меньшинству находящемуся внутри Немецкой евангелической церкви, которая адаптировала декларацию Бармена направленную против нацизма. В апреле 1935 года Бонхёффер возвратился в Германию, для того чтобы руководить, вначале в Цингсте (Zingst) а затем в Финкенвальде (Finkenwald), подпольной семинарией направленной на подготовку пасторов «церкви исповедания», которая все боле активно преследовалась Гестапо. В 1937 году эти преследования увенчались декретам Гиммлера объявляющим нелегальной подготовку пасторов «церковью исповедания». В сентябре семинария в Финкенвальде была закрыта Гестапо. Два последующих года Бонхёффер продолжал преподавание подпольно; в 1938 году Гестапо изгнало его из Берлина и, в 1940 году, запретило ему выступать публично.
 
В 1939 году Бонхёффер сблизился с группой сопротивления выступившей против режима Гитлера, в которую, кроме него, входили адвокат Ханс фон Донаньи (Hans fon Dohnanyi) (его зять), адмирал Вильгельм Канарис (Wilhelm Canaris) и генерал Ханс Остер (Hans Oster). Как теолог Бонхёффер был основным связным между международным экуменическим движением и немецким антифашистским заговором. Его служение, направленное на то чтобы помочь группе евреев бежать из Германии привела его к аресту произошедшим в апреле 1943 года.
 
Два года тюрьмы перед его смертью, в письмах написанных своему другу Эберхарду Бетге (Ebenhard Bethege), Бонхёффер анализировал смысл христианской веры в «повзрослевшем мире», задаваясь вопросом: «кем является для нас Иисус на сегодняшний день?»
Христианство часто сбегало от мира, стремясь найти последнее пристанище для Бога в некоем «религиозном уголке», далеком от нападок научной мысли и аналитического мышления. Но Бонхёффер утверждал что именно сильное, повзрослевшее человечество и призывает Бог, для того чтобы трансформировать его во Иисусе Христе - «личности для других».
 
После провала заговора против Гитлера 20 июля 1944 года, Бонхёффер был переведен в Берлинскую тюрьму, а затем в концентрационный лагерь Бухенвальд и, в конце, в Глоссенбург (Glossenbuerg), где и был повешен совместно с другими заговорщиками.
Через 10 лет после его смерти бывший врач концлагеря Флоссенбург написал: "Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки... я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице... За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу"
 
За свою жизнь Бонхоеффер успел опубликовать несколько работ: в 1930 году, «Sanctorum communio», в 1931 году «Действие и бытие», в 1937 «Хождение вслед», в 1938 году «Совместная жизнь». Письма и заметки, написанные им во время его тюремного заключения которые он посылал Эберхарду Бетге, совместно с письмами родителям и некоторыми стихами, получили название «Сопротивление и покорность», и были присоединены к его изданным работам позднее - в 1951 году. Позже были опубликованы и другие работы, которые, по мнению самого Бонхоеффера, были наиболее значительными в его творчестве - «Этика» (1949); «Искушение» (1953); «Повзрослевший мир» (1955-66).
 
Теология Д. Бонхёффера
 
Пожалуй, важным в богословии Д. Бонхоеффера является тот факт, что он сумел, хоть может это и звучит несколько пафосно, ответить на вопрос современного мира - как человек, живущий в обществе, основанном на нигилизме, может в то же время оставаться христианином?
 
Когда-то Фридрих Ницше предрек христианству гибель от его собственной морали: «Эта мораль обращается против христианского Бога (чувство правдивости, высоко развитое христианством, начинает испытывать отвращение к фальши и изолганности всех христианских толкований мира и истории» (Ницше Ф. Воля к власти. М., 1910, с. 7.)
 
Иными словами христианин просто не может быть религиозным из-за того, что вдруг, осознав всю несовершенность истории христианской церкви - с ее инквизицией, крестовыми походами и др., он навсегда откажется и от церкви и от религии вообще.
Да и действительно, как христианин, живя в диком мире «борьбы за выживание», в мире, где выживает тот, кто нанес первым удар, может оставаться «безропотной жертвой», реагируя на происходящее зло лишь пассивно, с неизбежностью ожидая своей гибели?
Итак, либо христианство умирает, либо защищается, но тогда и оно неизбежно становится участником несправедливости, пронизывающей наш мир.
Вот как об этом пишет и сам Бонхоеффер: «Грандиозный маскарад зла смешал все этические понятия. То, что зло является под видом света, благодеяния, исторической необходимости, социальной справедливости, вконец запутывает тех, кто исходит из унаследованного комплекса этических понятий; для христианина же, опирающегося на Библию, это подтверждает бесконечное коварство зла. Не вызывает сомнений поражение «разумных», с лучшими намерениями и наивным непониманием действительности пребывающих в уверенности, что толикой разума они способны вправить вывихнутый сустав. Близорукие, они хотят отдать справедливость всем сторонам и, ничего не достигнув, гибнут между молотом и наковальней противоборствующих сил. Разочарованные неразумностью мира, понимая, что обречены на бесплодие, они с тоской отходят в сторону или без сопротивления делаются добычей сильнейшего». (Д. Бонхоеффер «Сопротивление и покорность»)
 
Размышляя над исторической реальностью современного христианства, Бонхёффер все же находит выход и, приняв реальность невозможности абсолютного совершенства церкви, о которой говорит Ницше, за факт, опровергает его утверждение о неизбежной смерти христианства тем, что указывает на главный, пункт в учении Христа - не человек выбирает Бога, а Бог человека!
 
Как бы ни был сложен окружающий мир, как бы ни складывалась дальнейшая жизнь христианина, Бог неизменно приходит на помощь - «Я верю, что Бог из всего, даже из самого дурного, может и хочет сотворить добро. Для этого ему нужны люди, которые используют все вещи в благих целях. Я верю, что Бог в любой беде стремится дать нам столько силы сопротивления, сколько нам нужно. Но Он не дает ее заранее, чтобы мы полагались не на себя, а лишь на Него. Такая вера должна была бы освободить от всякого страха перед будущим. Я верю, что даже наши ошибки и заблуждения не напрасны и что Богу не сложнее с ними справиться, чем с нашими так называемыми благими делами. Я верю, что Бог не вневременной фатум, Он ожидает искренней молитвы и ответственных дел и не остается безучастным» (Д. Бонхоеффер «Сопротивление и покорность»)
 
Итак, для Бонхёффера, как для истинного протестанта «жизнь без греха» невозможна. Мир несовершенен, и даже сама попытка найти в нем совершенство, полностью бессмысленна.
Остается одно - открыть свое сердце для Божьего призвания, посвятить свою жизнь Богу иными словами стать тем, о ком Бонхёффер говорит что они «используют все вещи в благих целях».
Но как это сделать? Как определить чего хочет от нас Бог, в нашем нестабильном, полном парадоксов мире? Как найти эту «благую цель»?
Ответ, как это ни странно, воистину прост, и содержится он в Библейской истории о Голгофском кресте. Пожертвовать собой ради других - вот настоящая благая цель, вот истинное христианство!
Человек, человеческая личность, то, ради чего Иисус, Бог, пошел на Крестную смерть - именно это и есть истинный предмет христианского служения: «Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям. При этом главное вовсе не в количестве, а в интенсивности. Ведь в конце концов именно человеческое отношение и есть самое главное в жизни… Сам Бог дает нам возможность служить ему в сфере человеческого. Все остальное приближается к «гордыне»…» (Д. Бонхоеффер «Сопротивление и покорность»)
 
Эти слова Дитриха Бонхёффера показывают нам внутреннюю составляющую того пути, который он обрел в своих теологических изысканиях, ту веру, которую он страстно проповедовал в далеком от совершенства земном мире, героически борясь с воцарившимися в Германии силами зла.
И, именно эта вера и дала ему силы стать на путь, которым прошли все истинные христианские мученики - когда потребовалось, он без колебаний осушил до дна чашу страшных испытаний выпавших на его долю. Он умер как святой, как истинный исповедник Царства Божия, оставив нам в наследство, указатель к истинному христианству: «Быть христианином не означает быть религиозным в определенном смысле... а означает быть человеком...»
 
 
Пастор Иван
31 июля 2005 г.