Данные страницы это:
Интернет - церковь "Благовещение" лютеранского вероисповедания
   Мартин Лютер и реформа церкви.
 
Мартин Лютер был человеком низкого происхождения, он был сыном крестьянина из немецкого города Айслебен. Впоследствии он стал монахом Августинцем а затем, в 1507 году получил священническое рукоположение. С 1512 года и вплоть до своей смерти занимал профессорскую кафедру в Виттенберге.
Причиной, подвигшей его на реформу церкви была постоянная, не дававшая ему покоя мысль - как человек может достичь оправдания перед Богом за свои собственные грехи?
Причиной, подвигшей его на реформу церкви была постоянная, не дававшая ему покоя мысль - как человек может достичь оправдания перед Богом за свои собственные грехи?
Во времена Лютера церковь делала большой упор на представление о Творце как о Великом Судье мира. И, для того чтобы не подпасть под Его всевидящую, карающую длань, человеку необходимо было все силы направить на то, чтобы ни разу в своей жизни не оступиться и не пропустить момента для совершения благого дела. Ибо именно так и понималась библейская заповедь о любви к Богу.
Но такое положение вещей казалось Лютеру громадной ловушкой. Приняв это представление для себя близко к сердцу, Лютер увидел опасность там, где другие ее не замечали. Если Бог Судья, никто не может избежать Его праведного гнева, так как "все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного" (Рим. 3.12).
Так что же делать, как быть? Разве можно любить такого Бога? Можно любить Того, Кто уже заранее готов осудить мир так и не дав ему шанс ко спасению... ?
Но, однажды Лютер наткнулся на послание апостола Павла, которое всем своим смыслом изменило всю его жизнь: "В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: "праведный верою жив будет"" (Рим. 1.17).
Оказывается Бог не просто наказывает человека, но и дает ему возможность оправдания перед Ним: "праведный верою жив будет". Если все совратились с праведного пути, если нет ни одного кто мог бы безошибочно прожить свою жизнь, если нет ни одного абсолютно идеального человека и, если в результате всего этого, человечество осуждено на вечное пребывание вне Бога, в аду, то все равно из всего этого есть выход - ВЕРА! Именно она приводит человека к праведности, именно она дарует ему Вечную жизнь.
Итак, Лютер освободился от мысли, что необходимо усиленно трудиться для того чтобы заработать спасение, и пришел к революционному убеждению что оправдание - это дар веры!
Лютер начинает проповедовать эту идею в своих лекциях, таким образом вступая в конфликт с церковными властями по вопросу, касающемся индульгенций.
Когда папа Юлий II в 1506 году решает заложить базилику св. Петра в Риме, он призвал верующих всех стран Священной Римской империи помочь в этом благом деле финансами. Было принято решение давать индульгенции тем, кто в плюс к обычным делам праведности, совершит еще одно - выделит деньги на строительство. Это был хороший повод для Лютера выступить со своей доктриной и, в 1517 году, он прибил 95 тезисов на воротах кафедрального собора Виттенберга, в которых указал на свое несогласие с позицией официальной церкви.
Благодаря историческому моменту идеям Лютера, можно сказать - повезло. С одной стороны немецкий народ не хотел дополнительных поборов для Рима, а с другой многие немецкие феодалы желали большей независимости от Римской курии. Поэтому проповедь бессмысленности индульгенций и сбора налогов повела за ним народ и власть. И таким образом 95 тезисов на воротах Виттенбергской церкви стали причиной рождения крупного движения, получившего название протестантизма.
Основные принципиальные пункты доктрины Лютера гласят следующее:
1 - Для спасения достаточно только Божьей Благодати и личной веры в Христа (Его искупительную Жертву), без учета личных достоинств.
2 - Истинно только Писание но не предание. Церковное предание конечно, не считается чем то абсолютно лишним, к нему можно прислушиваться, но воспринимать его нужно исключительно через призму Священного Писания.
3 - Из семи таинств католической церкви: крещения, конфирмации, брака, священства, елеоосвящения, исповеди, таинства алтаря, сохраняются только два: крещение и таинство алтаря.
4 - Абсолютно отрицается культ святых и Богоматери.
В 1518 году папа приглашает Лютера предстать на суд в Рим, но он отказывается, указывая на то, что решать спорные вопросы может только церковный собор.
1520 год приносит Лютеру официальное осуждение Рима в лице папы Льва X выпустившего буллу "Exurge". А в 1521 году, в результате отказа подчиниться, папа отлучает Лютера от церкви. Лютер отвечает на это работой "Против папства основанного дьяволом". Он вообще кажется нисколько не смущен официальным обвинением себя в ереси со стороны Рима и, вместо того чтобы по мирному уладить возникший конфликт, сжигает каноническое право, таким образом подчеркивая свою свободу.
Далее Лютер осуществляет титанический труд по переводу Библии на народный немецкий язык и женится на беглой монахине, проникшейся его идеями - Катарине фон Бора, тем самым личным примером еще более усугубляя разрастающуюся пропасть между реформированной и католической церквями.
В 1546 году он умирает в окружении своих последователей и близких в Айслебене.
После официального осуждения его идей, император Священной Римской империи Карл V, Парижский университет и король Англии высказываются против реформ. Но часть немецких феодалов выступает на их защиту. А другая часть, верная папству, формирует католическую лигу для защиты своих идей. Для того чтобы избежать гражданской войны, собрание высшего духовенства и мирской знати в Спире (1526 г.) приняло решение, что на время каждый принц, в зависимости от конфессиональной принадлежности, может вводить у себя ту религию, которая ему по нраву. По принципу - чья земля, того и религия. И это до тех пор, пока общий собор не разрешит кто прав.
Многие регионы Германии объявили себя последователями Лютера. И для того чтобы остановить все разрастающуюся схизму, в том же Спире, в 1529 году, было поспешно созвано новое собрание, решение которого вызывает протест у последователей реформы. В результате чего они и получают название, которое утвердиться за ними вплоть до наших дней - протестанты.
В 1530 году в Аугсбурге протестанты устраивают свой собор, на котором вырабатывают концепцию своего вероисповедания, получившее название Аугсбургского.
В ответ на это, католическая церковь со своей стороны созовет в лице папы Павла III, общий церковный собор в Тренте (1536 год), на котором реформаторы откажутся принимать участие.
К компромиссу все же придут в 1555 году с заключением Августовского мира. Новая религия будет признана с теми же правами как и католическая. С этого момента в Германии официально практикуются две конфессии - Католичество и Протестантизм.
 
Пастор Иван
9 января 2003 года.
    Жан Кальвин - женевский реформатор.
 
Не менее важным протестантским движением чем лютеранство, был кальвинизм. Его основатель Жан Кальвин родился в Нойоне, во Франции.
Это был человек несомненно наделенный теологическим и писательским талантами. В своей работе "Наставление в христианской вере" (1536 г.) он изложил основы своего богословия.
Пытаясь ответить на вопрос: "Почему при всеобщей любви Божией к людям одни получают от Него дары, а
другие нет?", Кальвин разрабатывает вероучение, основанное на Божьем предвечном избрании. В нем ярко
выражена абсолютная власть Бога и несомненное предопределение каждого человека либо ко спасению,
либо к осуждению:
"Никто, кто бы хотел считать себя благочестивым, решился бы отвергнуть предопределение, благодаря которому Бог одних принимает для жизни, а других, в то же время, приговаривает к вечной смерти...
Под предопределением мы понимаем вечное Божье решение, через которое Он установил в себе что должно произойти в каждом отдельном человеке согласно Его личной воле. Так как люди не были созданы все на один лад, но для одних была заранее запланирована вечная жизнь, а для других вечное проклятие".
(Istituto religionis christianae).
В 1533 году Кальвин присоединился к умеренному протестантскому движению, возглавленному ректором Парижского университета Николой Коппом. В результате чего ему приходится спешно бежать из города, так как король Франциск I жестоко преследует представителей новой религии.
Он покидает Францию и обосновывается в Базеле, где занимается исследованиями и пишет.
Однако его мирное уединение недолговечно. В 1536 году он направляется в Страссбург, правда военные действия в той области заставляют его изменить маршрут и направиться окружным путем через Женеву. Этот город только что принял реформу. Глава местных реформаторов - Фарель, уговаривает Кальвина остаться. С 1536 - 1538 года Кальвин несет служение в Женеве. Но и это время не проходит для него спокойно. Он вступает в разногласия с местными властями по поводу церковного правления и вынужден уехать в Страссбург. Другой знаменитый реформатор - Мартин Бутцер, приглашает его туда для того, чтобы нести служение в небольшой общине беженцев французов.
Это время не проходит для Кальвина бесследно. Он пребывает в тесном общении с Мартином Бутцером и другими реформаторами, что идет ему несомненно на пользу.
С 1539 по 1541 годов он принимает участие во встречах между протестантами и католиками и знакомится с еще одной выдающейся личностью протестантского мира - Меланхтоном. Кроме того, в этот период он меняет и свой семейный статус - женится на вдове обращенного из анабаптистов.
За это время, пока Кальвин пребывает в Страссбурге, Женевская церковь сильно меняется. И нужно сказать - не в лучшую сторону. В ней творится хаос и разброд. В 1540 году магистрат умоляет его вернуться.
Он возвращается туда и вступает на долгий и трудный путь борьбы за духовное возрождение и жесткую дисциплину в церкви. Все те запреты (включая запрет на танцы), которые он устанавливает, отныне касаются не только церкви, но и общества в целом. Женевские граждане отныне более неотделимы от церкви а церковь от них.
На протяжении многих лет Кальвин отчаянно сопротивляется магистрату города, который не желает столь радикальных нововведений. Но Кальвин снова и снова настаивает на своих политико-религиозных взглядах и, в конце концов - побеждает.
Сопротивление города сломлено. В последние свои годы жизни он является весьма уважаемым человеком, хотя его порядки не всегда и не везде исполняются.
В 1564 году Кальвин умирает. О нем никогда не существовало доброго мнения, а сам он о себе говорил так:
"Не было ни одного человека, на которого бы так нападали, жалили и разрывали клеветой".
Он подвергался осуждению за все, даже за доктрину о предопределении, о которой так явно говорил еще святой Августин. Конечно, Кальвин заострил внимание на некоторых ее положениях, однако, нельзя сказать что он и преступил "запретную черту", сведя все к банальному фатализму. Если в его учении возможно и пристутствует негативный элемент (тесная взаимосвязь между верой и земным успехом), то с другой стороны нужно признать и позитивные стороны этой доктрины, а именно - возрождение живого, деятельного христианства, небезучастного к проблемам окружающего его мира.
 
Давайте рассмотрим по порядку учение Кальвина:
 
1 - Священное Писание.
Кальвинизм признает Священное Писание как основу вероучения, и не признает христианской традиции, считая ее излишним наслоением, затемняющим истинный Свет Писания.
 
2 - Самовластие Бога.
Только Ему, Творцу Вселенной принадлежит вся власть над своим творением во всей ее полноте. От Него зависит то, что должно произойти, и это всегда происходит.
 
3 - Благодать Божия.
Для Кальвинизма (как впрочем и для большинства протестантского мира) учение о благодати можно свести к трем основным положениям:
а) Греховность всего тварного. Греховное начало неистребимо присутствует в человеке, и поэтому каждое его действие и каждая мысль, не может быть угодна Богу, если конечно только, они не зародились в человеке посредством Его искупительной Благодати.
б) Ничем не обусловленная избранность. Если человек утопающий в своей греховности столь беспомощен что не может и не желает знать Бога, то он может быть спасен только в том случае, если Бог Сам сделает первый шаг к тому, чтобы изменить его и спасти. Это и означает избрание. Бог избирает Сам ко спасению тех, кто обязательно погиб бы без Его избирательной помощи. Он приводит каждого такого человека к осознанию необходимости в смерти Христа, которая и становится для него - человека, подлинным источником спасения.
в) Непреодолимая Благодать. Сами по себе мы, ввиду нашей греховной природы, сопротивляемся Божественной Благодати. Однако, когда Глас Божий зазвучит в наших сердцах, творя возрождение и обновление нашей души, тогда все меняется и то, что мы прежде ненавидели, мы начинаем любить. Грешник противится Благодати, но Она сильнее греха, и поэтому в состоянии избавить душу от него и исправить ее несовершенство.
 
4 - Общественная миссия христиан.
Важным знаком Божьего предопределения ко спасению служит, для последователей кальвинизма, успех в земных делах. Отсюда и соответственный деятельный настрой, охватывающий дух кальвиниста, стремящегося к успешному разрешению своих проблем. В этом смысле понятно, почему кальвинизм во многих случаях, когда это ему представлялось возможным, дарил миру теократию, в которой политика и религия тесно переплетались друг с другом. Наилучший пример тому, теократическая республика Женевы во времена, и под управлением самого Кальвина.
 
Однако, несмотря на всю сложность личности Кальвина и его учения, нужно признать что это был все же необыкновенный человек, сумевший преобразить Женеву до такой степени, что шотландский реформатор Джон Нокс назвал ее "совершенной школой Христа". Это был результат строгой дисциплины, введенной в общественную жизнь женевского общества, твердой рукой Кальвина.
Без всякого сомнения Кальвина можно с полной уверенностью назвать важной фигурой протестантского, да и христианского мира. Он написал множество полемических трактатов. В основном против католицизма, но среди них есть и анабаптистской направленности.
Он регулярно проповедует, с 1549 года его проповеди стенографируются. Некоторые из них публикуются, но большая их часть сохраняется в Женевской библиотеке в рукописном варианте.
Кроме того Кальвин написал и многие книги Библии в связи с чем его можно с полной уверенностью назвать и великим теологом и талантливым комментатором Священного Писания.
 
Пастор Иван
22 марта 2003 года.
Дитрих Бонхёффер
 
Введение
 
Теология протестантизма богата не только трудами весьма значимых фигур создавших его основы - Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина, но и довольно современными учеными, влияющими на его дальнейшее развитие и определяющие его возможный, дальнейший путь.
Одним из таких «тружеников на ниве Христа», давшим протестантизму новый ракурс явился  Дитрих Бонхёффер (Dietrich Bonhoeffer).
Наш российский обыватель не очень-то уж и знаком с этой, грандиозной, хорошо известной на западе, личностью.
Поэтому, я считаю просто своим долгом изложить здесь, для читателей страниц нашей церкви, историю жизни, и краткий экскурс в богословие, этого, поистине Великого человека.
 
История жизни
 
Дитрих Бонхёффер (4 февраля 1906 года - 9 апреля 1945) он был лютеранским пастором, профессором университета, доктором теологии, первооткрывателем экуменического движения, весьма плодовитым писателем, поэтом, и... весьма важной фигурой в борьбе против нацистского режима.
 
Родившись в Бреславии (Германия) в 1906 году вместе со своей сестрой-близнецом Сабиной, Дитрих был шестым сыном из восьми в семье Карла и Паулы Бонхёффер. Отец его был весьма значительным профессором в области психиатрии и неврологии; его же мать была одной из малочисленных в тот период, женщин, получивших образование.
Получив  диплом теологии в Берлине в 1927 году Бонхёффер начал свою пасторскую деятельность в одной из немецких церквей в Барселоне в 1928 году. В 1930 он уезжает на учебу в Нью Йорк в Обьединенную Теологическую Семинарию (Union Theological Seminary); в 1931 году он приступает к преподаванию на теологическом факультете Берлина и получает пасторское рукоположение.
 
В этот период он начинает принимать активное участие в экуменическом движении, параллельно устанавливая интернациональные связи, которые впоследствии сыграли большую роль в его будущей борьбе против нацистского режима.
В 1931 году он избран молодежным секретарем  во Всемирном Союзе за межцерковное сотрудничество и, в 1933 году вошел в члены Всеобщего Христианского Совета «Life and Work» (из которого впоследствии и возник «Экуменический совет церквей»).
 
С восхождением к власти Гитлера в конце января 1933 года, для «Немецкой лютеранской церкви», к которой принадлежал Бонхёффер, наступили трудные времена. Многие из немецких протестантов благосклонно восприняли приход фашистского режима; в особенности это касалось группы так называемых «немецких христиан» (Deutsche Christen) эта группа стала проводником нацизма внутри церкви, дойдя даже до требования ликвидировать Ветхий Завет из Библии.
В 1933 году, вдохновившись «арийскими» законами государства, они предложили ввести так называемый «арийский параграф» для церкви, который запрещал неарийцам занимать руководящие посты в церкви или заниматься религиозным преподаванием. Спор, который при этом возник, привел к глубокому внутрицерковному разделению: идея миссионерской работы среди евреев была глубоко распространена до этого в церкви, но теперь «немецкие христиане» утверждали, что евреи это отдельная раса, которая не в состоянии стать «арийской», даже в случае принятия крещения, таким образом, всеми этими идеями они отвергли даже смысл и ценность самого Евангелия.
 
Бонхёффер резко выступил против «арийского параграфа», подчеркивая тот факт, что его введение поставило бы христианское учение на службу государственной идеологии: если неарийцам будет закрыт доступ к церковному служению, то пастора должны, в знак солидарности уволится, даже если бы это грозило расколом и созданием новой церкви, свободной от идеологии режима.
 
В работе, написанной им 1933 году «Церковь перед проблемой иудеев» Бонхёффер был первым, кто задумался над проблемой взаимоотношения между церковью и диктаторским режимом нацистов, со страстью проповедуя идею, что церковь должна противостоять политической несправедливости. Когда в сентябре 1933 года «арийский параграф» был принят национальным синодом Евангелической церкви, Бонхёффер занялся тем, чтобы информировать международное экуменическое движение о реальной тяжести возникшей проблемы. Вместе с тем он отказался от места пастора в Берлине в знак солидарности с теми, кто был изгнан из пасторского служения по расистским причинам, и решил переехать в немецкоговорящую общину Лондона.
 
В мае 1934 года родилась так называемая «церковь исповедания» возникшая благодаря меньшинству находящемуся внутри Немецкой евангелической церкви, которая адаптировала декларацию Бармена направленную против нацизма. В апреле 1935 года Бонхёффер возвратился в Германию, для того чтобы руководить, вначале в Цингсте (Zingst) а затем в Финкенвальде (Finkenwald), подпольной семинарией направленной на подготовку пасторов «церкви исповедания», которая все боле активно преследовалась Гестапо. В 1937 году эти преследования увенчались декретам Гиммлера объявляющим нелегальной подготовку пасторов «церковью исповедания». В сентябре семинария в Финкенвальде была закрыта Гестапо. Два последующих года Бонхёффер продолжал преподавание подпольно; в 1938 году Гестапо изгнало его из Берлина и, в 1940 году, запретило ему выступать публично.
 
В 1939 году Бонхёффер сблизился с группой сопротивления выступившей против режима Гитлера, в которую, кроме него, входили адвокат Ханс фон Донаньи (Hans fon Dohnanyi) (его зять), адмирал Вильгельм Канарис (Wilhelm Canaris) и генерал Ханс Остер (Hans Oster). Как теолог Бонхёффер был основным связным между международным экуменическим движением и немецким антифашистским заговором. Его служение, направленное на то чтобы помочь группе евреев бежать из Германии привела его к аресту произошедшим в апреле 1943 года.
 
Два года тюрьмы перед его смертью, в письмах написанных своему другу Эберхарду Бетге (Ebenhard Bethege), Бонхёффер анализировал смысл христианской веры в «повзрослевшем мире», задаваясь вопросом: «кем является для нас Иисус на сегодняшний день?»
Христианство часто сбегало от мира, стремясь найти последнее пристанище для Бога в некоем «религиозном уголке», далеком от нападок научной мысли и аналитического мышления. Но Бонхёффер утверждал что именно сильное, повзрослевшее человечество и призывает Бог, для того чтобы трансформировать его во Иисусе Христе - «личности для других».
 
После провала заговора против Гитлера 20 июля 1944 года, Бонхёффер был переведен в Берлинскую тюрьму, а затем в концентрационный лагерь Бухенвальд и, в конце, в Глоссенбург (Glossenbuerg), где и был повешен совместно с другими заговорщиками.
Через 10 лет после его смерти бывший врач концлагеря Флоссенбург написал: "Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки... я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице... За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу"
 
За свою жизнь Бонхоеффер успел опубликовать несколько работ: в 1930 году, «Sanctorum communio», в 1931 году «Действие и бытие», в 1937 «Хождение вслед», в 1938 году «Совместная жизнь». Письма и заметки, написанные им во время его тюремного заключения которые он посылал Эберхарду Бетге, совместно с письмами родителям и некоторыми стихами, получили название «Сопротивление и покорность», и были присоединены к его изданным работам позднее - в 1951 году. Позже были опубликованы и другие работы, которые, по мнению самого Бонхоеффера, были наиболее значительными в его творчестве - «Этика» (1949); «Искушение» (1953); «Повзрослевший мир»
(1955-66).
 
Теология Д. Бонхёффера
 
Пожалуй, важным в богословии Д. Бонхоеффера является тот факт, что он сумел, хоть может это и звучит несколько пафосно, ответить на вопрос современного мира - как человек, живущий в обществе, основанном на нигилизме, может в то же время оставаться христианином?
 
Когда-то Фридрих Ницше предрек христианству гибель от его собственной морали:
«Эта мораль обращается против христианского Бога (чувство правдивости, высоко развитое христианством, начинает испытывать отвращение к фальши и изолганности всех христианских толкований мира и истории» (Ницше Ф. Воля к власти. М., 1910, с. 7.)
 
Иными словами христианин просто не может быть религиозным из-за того, что вдруг, осознав всю несовершенность истории христианской церкви - с ее инквизицией, крестовыми походами и др., он навсегда откажется и от церкви и от религии вообще.
Да и действительно, как христианин, живя в диком мире «борьбы за выживание», в мире, где выживает тот, кто нанес первым удар, может оставаться «безропотной жертвой», реагируя на происходящее зло лишь пассивно, с неизбежностью ожидая своей гибели?
Итак, либо христианство умирает, либо защищается, но тогда и оно неизбежно становится участником несправедливости, пронизывающей наш мир.
Вот как об этом пишет и сам Бонхоеффер:
«Грандиозный маскарад зла смешал все этические понятия. То, что зло является под видом света, благодеяния, исторической необходимости, социальной справедливости, вконец запутывает тех, кто исходит из унаследованного комплекса этических понятий; для христианина же, опирающегося на Библию, это подтверждает бесконечное коварство зла. Не вызывает сомнений поражение «разумных», с лучшими намерениями и наивным непониманием действительности пребывающих в уверенности, что толикой разума они способны вправить вывихнутый сустав. Близорукие, они хотят отдать справедливость всем сторонам и, ничего не достигнув, гибнут между молотом и наковальней противоборствующих сил. Разочарованные неразумностью мира, понимая, что обречены на бесплодие, они с тоской отходят в сторону или без сопротивления делаются добычей сильнейшего». (Д. Бонхоеффер «Сопротивление и покорность»)
 
Размышляя над исторической реальностью современного христианства, Бонхёффер все же находит выход и, приняв реальность невозможности абсолютного совершенства церкви, о которой говорит Ницше, за факт, опровергает его утверждение о неизбежной смерти христианства тем, что указывает на главный, пункт в учении Христа - не человек выбирает Бога, а Бог человека!
 
Как бы ни был сложен окружающий мир, как бы ни складывалась дальнейшая жизнь христианина, Бог неизменно приходит на помощь -
«Я верю, что Бог из всего, даже из самого дурного, может и хочет сотворить добро. Для этого ему нужны люди, которые используют все вещи в благих целях. Я верю, что Бог в любой беде стремится дать нам столько силы сопротивления, сколько нам нужно. Но Он не дает ее заранее, чтобы мы полагались не на себя, а лишь на Него. Такая вера должна была бы освободить от всякого страха перед будущим. Я верю, что даже наши ошибки и заблуждения не напрасны и что Богу не сложнее с ними справиться, чем с нашими так называемыми благими делами. Я верю, что Бог  не вневременной фатум, Он ожидает искренней молитвы и ответственных дел и не остается безучастным» (Д. Бонхоеффер «Сопротивление и покорность»)
 
Итак, для Бонхёффера, как для истинного протестанта «жизнь без греха» невозможна. Мир несовершенен, и даже сама попытка найти в нем совершенство, полностью бессмысленна.
Остается одно - открыть свое сердце для Божьего призвания, посвятить свою жизнь Богу иными словами стать тем, о ком Бонхёффер говорит что они «
используют все вещи в благих целях».
Но как это сделать? Как определить чего хочет от нас Бог, в нашем нестабильном, полном парадоксов мире? Как найти эту «
благую цель»?
Ответ, как это ни странно, воистину прост, и содержится он в Библейской истории о Голгофском кресте. Пожертвовать собой ради других - вот настоящая благая цель, вот истинное христианство!
Человек, человеческая личность, то, ради чего Иисус, Бог, пошел на Крестную смерть - именно это и есть истинный предмет христианского служения:
«Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям. При этом главное вовсе не в количестве, а в интенсивности. Ведь в конце концов именно человеческое отношение и есть самое главное в жизни… Сам Бог дает нам возможность служить ему в сфере человеческого. Все остальное приближается к «гордыне»…» (Д. Бонхоеффер «Сопротивление и покорность»)
 
Эти слова Дитриха Бонхёффера показывают нам внутреннюю составляющую того пути, который он обрел в своих теологических изысканиях, ту веру, которую он страстно проповедовал в далеком от совершенства земном мире, героически борясь с воцарившимися в Германии силами зла.
И, именно эта вера и дала ему силы стать на путь, которым прошли все истинные христианские мученики - когда потребовалось, он без колебаний осушил до дна чашу страшных испытаний выпавших на его долю. Он умер как святой, как истинный исповедник Царства Божия, оставив нам в наследство, указатель к истинному христианству:
«Быть христианином не означает быть религиозным в определенном смысле... а означает быть человеком...»
 
 
Пастор Иван
31 июля 2005 г.
Hosted by uCoz